Орнаментация - 1. Характер расположение
орнамента, совокупность элементов орнамента в каком-л. стиле, произведении
искусства. 2. Украшение орнаментом.
Орнаментальный узор на ткани можно получить двумя способами: в процессе
ткачества определенным переплетением нитей основы и утка и в процессе отделки
готовой ткани - вышивкой или набойкой. Тканый узор создают при одинаковом цвете
основы и утка или используя различные переплетения в фоне и узоре. При
различных цветах пряжи узор создается как при одинаковом, так и при разных
переплетениях в фоне и узоре. Узор может иметь характер вышивки (лансировки) со
стежками как вдоль основы, так и вдоль утка. Этот способ состоит в том, что
каждую цветную нить для отдельного рисунка несет особый челночок.
Тканый узор начал преобладать над вышитым в Древнем Египте. Типичным египетским
узором первоначально был узор в виде поперечных или лучеобразно расходящихся
полос, а также геометрический орнамент из ромбов, клеток, кружочков. Иногда
встречались растительные мотивы и очень редко - фигурки животных и людей. С 4
в. до н. э. в Египте гладкие ткани уступали место узорчатым, а позже коптские
узоры оказали сильное влияние на украшение тканей во всех близлежащих странах.
Все узоры коптских тканей выполнялись в технике коврового ткачества без
использования иглы. Узор наносили непосредственно на гладкую ткань или на ткань
нашивали фрагменты узорной ткани.
В Индии искусство украшения тканей узорами зародилось около 2 в. до н. э.
Упоминания о драгоценной одежде из узорных тканей есть в санкритских рукописях
того времени. Позже, в период походов Александра Македонского произошло
сближение индийского и эллиниского искусства, в результате возникло
своеобразное индо-греческое или индо-бактрийское искусство. Основными
элементами этого искусства являлись розетки, меандр, свастика, цветочные узоры,
ромбы и кресты. Позже в узорах индийских тканей стало ощущаться влияние
персидского искусства - фон тканей этого периода почти полностью покрыт узором.
На узорных китайских тканях 9-6 вв. до н. э. и более древних вытканы узоры с
фантастическими и реальными животными, растительным орнаментом. Для этих тканей
характерно отсутствие симметрии в узоре. В китайском руководстве
В начале нашей эры крупное производство шелковых узорных тканей существовало в
Персии. Основными темами узоров персидских тканей были охота, конная езда,
прославление власти, здесь впервые появились стилизированные изображения
"жертвенного огня" и "древа жизни". Как правило, узоры были
симметричны относительно центральной оси, проходящей вдоль ткани.
Следует отметить, что в разное время в разных странах над созданием текстильных
рисунков работали выдающиеся художники: в Японии - Сататсу, Корин; в Италии -
С. Ботичелли, Д. Беллини, А. Мантенья, Рафаэль; во Фландрии - Ян ван Эйк; во
Франции - А. Ватто, К. Жилло, Э. Мэйссонье, Ш. Лебрен, Ф. Буше, Ж.-Л. Давид и
др. Ф. Гойя нарисовал картоны для 45 гобеленов, изображающие сцены празднеств.
Картоны для шпалер рисовали также Леонардо да Винчи и Рубенс. В Италии была
разработана техника получения различных типов узорных бархатов: разрезного,
полуразрезного, петельчатого. В этой стране вырабатывали знаменитые на весь мир
парчовые ткани, такие как аксамиты и др.
Развитие русских узорных тканей шло в двух направлениях: кустарного и
мануфактурного (промышленного) ткачества. Вплоть до середины XIX в.
основную долю в общем объеме выпуска тканей в России составляли ткани,
выработанные кустарным способом. В ткачестве использовались традиционные
русские узоры. Сказывалось также влияние восточных и западных мотивов.
Для русских тканей первой половины XVIII в. характерно использование
орнаментов с изображением цветов, плодов, пейзажа, иногда зверей и птиц. Затем
узор усложнился, заполнил все поле ткани, а его рисунок стал легким и изящным.
С расширением внутреннего рынка в конце XIX в. в рисунках тканей
наметилось ослабление традиций орнаментального искусства, возникло подражание
Западу. И только в набойках сохранились традиции русских народных мотивов.
Вернуться в раздел O...